​Россия увеличивает экспорт более дорогих сельскохозяйственных продуктов

12.09.2025

Минсельхоз намерен сохранить в 2026 году все ключевые меры поддержки экспорта продукции АПК. Между тем структура экспорта агротоваров постепенно меняется - наконец, на внешние рынки мы стали все больше поставлять не только сырья (вроде зерна), но и продуктов с более высокой добавленной стоимостью (мяса, молока, макарон и т.п.).

В этом году Минсельхозу удалось сохранить наиболее востребованные меры господдержки агроэкспорта, такие как льготное кредитование и транспортировка. И по итогам переговоров с Минфином на этот год удалось увеличить финансирование этих мер поддержки, рассказал замминистра сельского хозяйства Максим Маркович на конференции "Меры повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции АПК".

Президент России поставил задачу к 2030 году довести экспорт продукции АПК до 55,2 млрд долларов - в 1,5 раза выше уровня 2021 года, напомнил Маркович. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2024 году поставки составили 42,6 млрд долларов, немного уступив показателю 2023 года, при этом в натуральном выражении они выросли на 5,2 млн тонн, до 109 млн тонн.

Рост обеспечивают не только традиционные позиции, но и продукция с более высокой добавленной стоимостью. Так, на мясо, молочную и готовую продукцию уже приходится около 20% экспорта. В мире эта доля превышает 40%, и Россия тоже движется в этом направлении, отметил Маркович. За восемь месяцев 2025 года экспорт мясной продукции вырос на 37%, молочной - на 16%, масложировой - на 9%, рыбы и морепродуктов - на 12%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 4%.

Тенденцию подтверждают и в федеральном центре "Агроэкспорт". Его руководитель Илья Ильюшин сообщил, что за тот же период отгрузки готовой мясной продукции увеличились на 19%, макарон - на 25%, мороженого - на 35%, безалкогольных напитков - на 11%, кондитерских изделий - на 7%, рыбного филе - на 19%. В животноводстве особенно выделяется свинина: экспорт вырос в 1,6 раза, главным образом за счет Китая и Вьетнама. По словам Ильюшина, такая динамика требует повышения эффективности институтов поддержки экспорта. В отличие от сырья, продвижение готовой продукции связано с формированием брендов, работой напрямую с потребителями и удлинением логистических цепочек.

География поставок также расширяется: кроме стран ЕАЭС растет экспорт в Китай, Турцию, Саудовскую Аравию, Вьетнам, Южную Корею. Африка становится одним из наиболее перспективных направлений: импорт агропродукции там уже превысил 96 млрд долларов и продолжает расти, отметил Ильюшин. Перспективными он назвал поставки молочной продукции в Алжир, мясной - в Анголу и Вьетнам, кондитерской - в Саудовскую Аравию и ОАЭ, рыбного филе - в Китай.

Российская газета